
Предисловие
Колыбель цивилизации, родина магии, оплот оседлых эльнофей, хранящих остатки собственного, предначального мира – это теперь связывается с альтмерами Саммерсета. Альтмерское же общество известно тем, что все эльфийские народы Тамриэля вышли из него в свое время. Маормеры, фалмеры, двемеры, кимеры, даже орки. По своей воле – считают одни. Их заставили уйти – считают другие. Приглядевшись, нетрудно понять, почему оттуда выгоняли или сбегали. «Рай» Саммерсета – невыносимое в идеальности место. У альтмеров огромная сила воли, ведь только с ее помощью можно вынести жизнь, которую они для себя создали. Как все это выглядит вживую и почему сложилось именно так?
«Родословные альтмеров восходят к богам. Это представление — ключ к их культурной и общественной жизни, о которой я и хочу рассказать, обобщив наблюдения за эльфами Саммерсета.» — @Aethereal’golden.
По линии родословной – к Вознесшимся предкам
Фамилия – ключевое понятие в общественной жизни альтмеров Саммерсета. Оно объединяет представления не только о круге родственников, но также о фамильной чести, а главное – о родословной.
Альтмеры Саммерсета подчеркивают, что жизнь каждого эльфа здесь определяется его происхождением, его семьей. Альтмер, лишенный семьи и семейного имени, буквально не существует для общества, превращаясь в изгоя.
Любопытно, что Ауриэля и других богов-предков альтмеры называют «вознесшиеся», «господствующие». Но не только из-за того, что по верованиям альтмеров их боги-предки буквально вознеслись в Этериус, показав этот путь своим наследникам. Слово «ascendant» означает и родственника по восходящей линии.
Итак, что подразумевает эта «семейственность»?
От альтмера ожидают, что он продолжит и восславит дело своей семьи. Рожденный в семье ювелира – должен не просто овладеть той же профессией, но посвятить себя оттачиванию того же стиля, в каком работали его предки.
Любопытный нюанс: альтмеры не ставят занятие какой-либо семьи выше или ниже, чем другой. Так, представитель аристократии сочтет уместным вежливое и обходительное общение даже с членом рыбацкой семьи – при условии, что рыбак продолжает семейное дело с мастерством и искусством. Те, у кого нет семьи, считается, не обладают и честью, таким не склонны доверять.
Продолжение чистой наследственной линии настолько важно в альтмерском обществе, что сваты по три десятилетия изучают родословные фамилий, а также гороскопы, дабы увериться, что будущие супруги подходят друг другу.
Показательный пример – многим известны бретонские сказки о прекрасной служанке, волей случая и волшебства попавшей во дворец принца на бал в прекрасном платье. У бретонцев эта история заканчивается свадьбой и торжеством любви над разницей между богатыми и бедными, знатными и безродными. У альтмеров тоже есть такая сказка. Догадайтесь, как заканчивается она? Принц влюбился в девушку, но стоило ему узнать правду, как начинаются типично альтмерские последствия. Нужно вообразить, с каким удовлетворением альтмеры закрывают эту книгу после разгромных обвинений, которые принц предъявляет самозванке в нарушении традиций, попытке влезть в благородный и чистый род, смешать свое семейство с его, еще и посмев возбудив в нем чувства к себе. Так, запретив бедной девушке когда-либо вообще выходить за пределы дома, где она служила, с чувством восстановленной справедливости принц отбывает и читателя спешат уверить, что вскоре он женился на особе, полностью достойной его высокого статуса. Всеобщее облегчение. Занавес.
Стремление к совершенству.
Это стремление альтмеры выражают словом «алаксон». Оно означает, что альтмер входит в состояние идеального выполнения всего, чем он должен заниматься. Неудивительно, что альтмеры впадают в шок от попыток лесных эльфов заняться их садами – ведь босмеров интересует дикая и естественная природа, а не доведенная до совершенства симметрия сада и деревьев. Альтмеры без жалости выкорчевывают дерево, если оно выпустит цветок с «неправильным» числом лепестков, настолько бдительно садовник относится к идеалу в своем деле. Если это художник, никто не должен сметь отвлекать его от уединенного собирания ракушек подходящего качества на прибрежье. Если это фермер – он должен быть полностью поглощен деталями своего труда.
Любопытный факт: даже при чрезвычайном положении представитель власти не сочтет уместным отвлечь пахаря или ремесленника от его занятия, побудив его взяться вместо этого за оружие. Последнее – дело исключительно представителей воинских профессий. Каждый должен заниматься только своим делом, преследуя при этом алаксон.
Впрочем, из наследственного «дела» есть исключения. Альтмер волен уйти в актеры или в художники, но есть нюансы: если мер из обычных семей становится художником, он способен поднять свой статус, поскольку творцы искусства почитаются в альтмерском обществе наравне со знатью и даже выше. А если мер из благополучной семьи, тем более, многообещающий маг и потенциальный сапиарх решит податься в актеры – это станет шоком по меньшей мере для его семьи. Развлечение господ – небольшая честь. Среди актеров, к слову, наиболее известная и почитаемая труппа «Дома грез» скрыла лица под масками, чтобы сопутствующее славе внимание к личности актера не отвлекало их от искусства. Как итог, даже вице-королеве приходится бороться за билеты на их спектакли – таково признание самоотдачи в своем деле.
Несмотря на уважение к представителям всех профессий, каждый должен знать свое место. Вниманием вышестоящих принято дорожить, а их пожелания – выполнять немедленно, не жалуясь и не протестуя, подчеркивая своим поведением преклонение перед ними.
Личные услуги – «валюта власть имущих»
Обилие правил побуждает альтмеров из хорошо известных друг другу семейств обходить их и в счет «услуг». Помощь в каком-нибудь деле позволит в ответ ускорить получение необходимых документов или рекомендаций, также ответной услугой может быть «забывчивость» альтмера относительно какого-либо светского конфуза, способного уронить репутацию. Конечно, услуги обязывают, а знатные эльфы не склонны считать себя обязанными. Если злоупотребить с такой ненавязчивой системой шантажа, альтмер воспылает злопамятной местью, и не будет такого промаха, который не всплыл бы наружу его стараниями. А репутацией можно как достичь многого, так и многое разрушить.
Альтмерская семья требует совершенства и чистоты от своих членов, облекая достижение идеала в жесткие правила. Сказано, что общество альтмеров нашло по меньшей мере по три правила на любой случай жизни. Нарушение правил в этом обществе – тяжелейшее преступление, и семья либо общество, членом которого становится альтмер, несет круговую поруку за его поведение.
Следование совершенству «свидетельствует», что альтмер не отпал от божественного наследия, не запятнал чистоту генеалогической линии, он достоин своих богов-предков. Жить в столь жестких рамках сложно, однако тех, кто оспаривает их необходимость, называют «мягкотелыми». Но как альтмеры поступают, если они сами или их близкие совершают проступок?
Несмотря на всю принципиальность, сами оступившиеся альтмеры стремятся просто скрыть это.
Что в альтмерском обществе порицается?
Праздношатание. С точки зрения альтмера – каждый должен быть занят делом, ежечасно в нем совершенствуясь. Они не переносят тех, кто не занят совершенно ничем, и вид бездельника обычно побуждает их искать офицера Божественного Следствия(Обвинения), чтобы доложить о нем.
«Глупая» смерть в дикой местности. По меньшей мере, альтмеру надлежит погибнуть на охоте (хотя и это не удовлетворяет их высоким требованиям). Так будет записано в некрологе – при условии, что никто, к облегчению семьи, не узнал, как на самом деле умер несчастный.
Разграбление наследия в виде продажи содержимого руин за пределы островов – даже дворянин предстанет перед Божественным Следствием (Обвинением), если осмелится поднять руку на исторические ценности, нужны они кому либо или нет.
Незаконная сделка, даже совершаемая во имя спасения жизней, обрекает на несмываемый позор и мошенника, и его семью.
Любовь к маормеру (и маормера к альтмеру) – преступление для обоих народов. Культурные и исторические противоречия, а главное – кровосмешение поставят такую любовь наравне с предательством народа.
Изучение «неканонической» магии, не освященной традициями. Даже если альтмер находит, что чужеземные магические приемы могут принести пользу, его подвергают критике и остракизму. А если он продолжит упорствовать, его могут изгнать из магического сообщества.
Если магия связана с подъемом души, например, для допроса – альтмеру вынесут строгое и вероятно последнее предупреждение. Хотя бы в этом случае есть разумное объяснение – такой ритуал может закольцевать душу в переживании момента ее смерти, а для альтмеров повреждение души – неприемлемо.
Некромантия. Даже любящие родственники не потерпят такого занятия. Осквернение останков само по себе страшное преступление, не говоря уже об использовании их тел и душ в качестве рабов. Если некроманта невозможно убить, его заточат заживо в саркофаге, из поколения в поколение передавая долг надзирать за сковывающими чарами. И останутся глухи ко всем стонам и мольбам.
Вампиризм и оборотничество. Переполнят чашу альтмерского терпения раз и навсегда вопросы, даже косвенно связанные с этими темами.
Если альтмер, член научного сообщества, создаст искусственные, алхимические аналоги данных «вирусов», чтобы найти антидот или с их помощью прервать течение других смертельных болезней, его вычеркнут из научной истории Саммерсета полностью и навсегда, со всеми работами, какие он когда-либо написал в своей жизни, если его занятие раскроют. Более того, по смерти такого «разоблаченного» альтмера родственники предпочтут даже не навещать могилу «отступника». Причина – «позор», который он навлекает на себя и свое ученое сообщество интересом к такой магии. Поэтому близкие такого альтмера будут настаивать на сохранении тайны, либо поспешат отречься от него.
Если невеста превратилась в оборотня, жених будет только рад узнать о ее смерти либо бегстве. Родственникам он сообщит что-либо пристойное и утаит правду. То же и в случае, когда один из влюбленных стал вампиром – его пара, прежде всего, будет счастлива смерти суженного, а затем, конечно, неразглашению инцидента. Истина может повлечь позор для обеих семей.
Как далеко может семья зайти в отречении от недостойных представителей?
Целая ветвь рода, даже огромный клан, может быть «вычеркнут» из истории. Альтмеры не будут интересоваться «благими побуждениями». Они не сделают исключений, питая нетерпимость к малейшим изъянам. Правитель области, пытаясь защитить население в разгар чумы, привлекает свой клан к сомнительной магической практике? Для «здоровой» ветви рода предпочтительнее отречься от главного клана, утратить дворянское положение, скрыть сам факт родства, чем пытаться оправдать недостойный поступок главной семьи. Даже попытки несведущих наследников докопаться до темного прошлого повлекут их наказание со стороны осведомленных родичей — вплоть до угрозы отречься от чрезмерно любопытного потомка.
Альтмеры подчеркивают, что обладают особо четкой, острой памятью. События не блекнут в их памяти так, как в человеческой. Поэтому однажды совершенные ошибки не забываются ни ими, ни их окружением.
Благие намерения никого не оправдывают на островах Саммерсет при нарушении правил. Альтмеры предпочтут утратить власть, положение и богатство, но сберечь незапятнанной репутацию. Они видят лучшим выходом смерть, чем позор, и потому обрекают именно на жизнь в позоре тех, кого считают недостойными.
Изгнание из общества, вычеркивание из истории, отречение и отсечение от «божественной линии» — понимание этого как страшнейшей кары побуждало альтмеров в свое время изгонять кланы и народы. Так был изгнан «в небытие» будущий король маормеров Оргнум – со всем кланом, то есть «вычеркнут» из истории, из числа потомков богов. Ибо все, что за пределами Саммерсета – небожественные земли, лишенные истинной культуры, ничтожные, а потому не имеющие никакого значения и смысла, как и заблудшее население этих земель – не произошедшее от богов, недостойное их, а потому – несущественное и почти не существующее.
Изгои
На Саммерсете есть изгои четырех типов. Это «халкинды» — дефектные дети; «апраксические эльфы» (apraxic) – изгнанные из общества за проступки светского или религиозного характера; культисты; ученые-изгнанники, в частности «Просвещенные».
Халкинды. Заметки о Саммерсете Первой эры свидетельствуют, что альтмеры убивали «девять из десяти» младенцев, оставляя жить лишь идеальное потомство. Как бы то ни было, во Второй эре альтмеры избавляются от «несовершенных» детей, оставляя их в дикой местности либо там, где их могут найти жрецы Стендарра. Обычная причина избавления – какой-либо физический дефект. У халкинда нет семьи, а следовательно, он не существует для общества, которое скорее предпочтет закрыть на него глаза, чем признает факт его существования. Халкинду будет трудно и почти невозможно найти себе способ заработка, как это могут сделать обычные эльфы. Невозможно пасть ниже, чем халкинд, поэтому ему можно поручать «грязные» дела, порочащие честь любого другого эльфа. Однако в положении халкинда есть и скрытое преимущество – невидимость для общества позволяет отчасти ощутить вкус свободы.
Апраксические эльфы. Презираемые изгои, с которыми всем другим альтмерам даже запрещено разговаривать. Они вынуждены ютиться по покинутым и заброшенным местам, уповая на то, что Божественное Следствие (Обвинение) предпочтет смотреть на их существование сквозь пальцы. Разные преступления могут сделать эльфа изгоем. Запальчивое убийство другого альтмера. Подделка родословной во имя любви; сочинение антиправительственных или антирелигиозных прокламаций. Даже изготовление ювелирных изделий худшего достоинства, нежели прежде. Все это может привести к тому, что альтмера осудят на уничтожение его «калиана». Об этом ниже.
Совершенство – как в деле, так и в следовании общественным идеалам – подтверждается наличием «праксического» талисмана под названием «калиан». Прозрачная, светящаяся золотистым светом сфера. В жизни восемнадцатилетнего альтмера и всего его клана получение этой сферы – важное событие, обставленное церемониями в Зале высокого Вознесения. Калиан вручает Блюститель в мантии из лебединых перьев и цветков драконьего языка, каскадом спускающихся с плеч, а зал проникнут ароматами благовоний и цветения. Получив калиан, альтмер клянется хранить его чистоту всю свою жизнь. Но если альтмер совершает проступок, Божественное Следствие (Обвинение) или глава Зала высокого Вознесения выносят приговор: разбить калиан. После этого альтмер вычеркивается из общества и семьи, становится «апраксическим» эльфом.
Восстановление талисмана занимает многие десятки лет тяжелого труда. Причем, это требует от эльфа полного самоотречения и тяжелой, ручной работы по восстановлению своего калиана из осколков, ему надлежит самому отыскать инструменты, священные масла, перламутровую пудру для фиксации, при том что ни один сородич не поддержит его. Только восстановив калиан, альтмер может войти в Зал высокого наследия, преклонить колено, поднять калиан на суд и надеяться, что услышит слова: «Встань. С возвращением, потерянный сын Альдмериса».
Следующие две категории определенно относятся к «апраксическим эльфам», и все же представляют собой отдельные группы.
«Просвещенные». Так назвало себя общество ученых и магов, для которых ортодоксальные границы доктрин оказались слишком тесны. Они не приняты альтмерским обществом, однако используют все возможности для того, чтобы завладеть «запрещенными» источниками знания, включая воровство и даже убийства. Закон преследует их по всей строгости.
Культисты. На острове Саммерсет можно найти заброшенные руины, где обосновался культ Мефалы, пещеру, где нашел прибежище культ Меридии, скрытую рощу, облюбованную последователями Хирцина, место поклонения Клавикусу Вайлу и даже группу лиц, поклоняющихся Периайту. Альтмеры стремятся уничтожить все ростки даэдрических культов и требуют проявлять бдительность даже к хорошо знакомым соседям, призывая никому не доверять во время открытых границ.
Суеверия
Альтмеры признают, что склонны к религиозным предрассудкам. Одно из таких – склонность к магическому толкованию цифр. Это проявляется не только в тщательном изучении гороскопов, определении благоприятных дат, сроков празднования определенных событий или ведения дел. Это касается и самого отношения к цифрам. Так, альтмеры предпочитают число «три», называя «два» — зловещим, «числом Человека». Они говорят, что люди склонны видеть мир дуально, противопоставляя жизни – смерть, дню – ночь, а добру – зло. Сами альтмеры, однако, считают, что нужна третья сила – «точка опоры», иначе вместо колеблющихся в пространстве и времени «качелей» остается просто плоскость доски. Можно отметить, что в остальном альтмеры и сами склонны делить мир на два тона – совершенство и полностью отрицаемое «ничто».
Альтмеры – весьма жесткая и невротичная раса, одержимая понятиями идеала и совершенства, а также своего божественного происхождения и предначертания. Обладая долголетием, развитой памятью, мелочной внимательностью к деталям – они легко вписываются в роли деспотичных, эгоистичных фанатиков, готовых отречься от друзей и родичей во имя своей высшей и бесчеловечной цели. Некоторым знакомы идеалы и верной, бескорыстной дружбы, но во многом альтмера характеризует то, чему он решил себя посвятить. В направлении, какое альтмер выберет, остановить его будет невозможно, и останется надеяться, что в маниакальной системе ценностей конкретного индивида у его окружения будет хоть сколько-то заметный приоритет.
Словарь
Адманен — следователь-советник.
Алаксон — совершенство.
Альдарх — настоятель.
Аэднаворит — генеалогия.
Барра — привечание.
Граксифалас – мерзость.
Керувал — господин.
Керум – друг.
Кинд – ребенок.
Наганве — «откровитель» — дознаватель, который проводит магический допрос.
Небарра — нежеланный (к новоприбывшим).
Талмилан — тот, кто изучает улики и выносит вердикт.
Урукар — проповедник.
Хал – дефектный.
Халсориэль (сводчатый) – канализация.
Эфем – чужак.
Гильдия ALDMERI выражает огромную благодарность @Aethereal’golden (Анна Юрова) за титаническую работу по сбору информации в внутриигровой литературе и квестах для создания данной статьи.
Благодарим.